Воскресенье, 17 Ноябрь 2019
- - - - - -
A+ R A-

Статья проф.В. С. Манина "О творчестве Андрея Дубова"

Обращаясь к творчеству Андрея Дубова, хотелось бы упомянуть о терминологии. В последнее время стало принято говорить о конструировании пространства. Чтобы прояснить это понятие, просто приведу пример. Один молодой скульптор как-то подвел меня к своей станковой скульптуре, представлявшей собой человека с расставленными ногами, и стал сетовать на то, как трудно ему было сотворить пространство между ногами. Выслушав его, я заметил, что там нет пространства, на что он удивленно спросил: "Так что же это такое?" Я объяснил ему, что это просто расстояние между левой и правой ногой.
В некоторых статьях о творчестве Андрея Дубова тоже заводится разговор о построении пространства. Следует возразить и сказать, что у Дубова вполне традиционное пространство - не построенное, а взятое из реальной жизни - и это хорошо. Тем более, что в серии его натюрмортов, интерьеров, равно как и пейзажей, никакого построения не заметно, все естественно и художественно осмыслено - и это главное. В натюрмортах, как особом жанре, где наряду с воплощением красоты, видится его социальная принадлежность, в работах Андрея сделан другой акцент - на пластическом своеобразии натюрморта. Подбор обьектов весьма интересен, композиции составлены из предметов, так сказать, домашней принадлежности, вероятно, даже из обихода жизни художника. Это ставит перед автором особые, более сложные задачи, которые Андрей с блеском реализует.


Один из циклов работ художника посвящен предметной красоте, в которой усматривается своеобразие быта, где явно видится красота живописного решения, его точность и органичность. Часто встречается мастерское совмещение одного с другим. Натюрморт всегда отличал постановочный принцип исполнения. Дубов также следует ему и, даже усложняет его, тем самым усложняя свою живописную задачу. Он компанует предметы, отказываясь от распространенной в жанре натюрморта композиции. Работы "Вечерний натюрморт" (1993 г.) и "Натюрморт с фигурами" (1994 г.) свидетельствуют об этом. Такой же подход к предметному изображению содержится в аналогичных работах: "Натюрморт с фигурой" (2007 г.), "Натюрморт с гипсовой головой и рулоном" (1980 г.). В последней работе видно, как художник изображет предметы. Ощущается непосредственное наложение краски, свидетельствующей о самостоятельной манере живописца.
В жанре натюрморта почти всегда происходит искусственная расстановка предметов, но и сам подбор их тоже имеет свой особый смысл. В означенном выше предметном мире акцент поставлен на композиционном разнообразии. Но в других натюрмортах свершается другая версия: "Натюрморт с арбузом" (2003 г.), "Натюрморт с фруктами" (2004 г.), "Натюрморт с фруктами" (2007 г.), "Натюрморт с цветами и фруктами" (2007 г.), "Натюрморт с бутылками и фруктами" (2010 г.), "Экибана" (2001 г.), "Натюрморт с коробкой, рулоном и цветами" (2004 г.), "Натюрморт в шкафу" (1984 г.), "Натюрморт в мастерской" (1994 г.), "Натюрморт с розами" (1999 г.), "Натюрморт с белым чайником" (2003 г.), "Натюрморт на стуле" (2009 г.) и др. - здесь решаются другие задачи. Помимо композиционной и живописной своеобразности в них явно просматривается образ жизни людей так или иначе связанных с изображаемыми предметами, их жизнь и вся полнота её разнообразия как-бы выражена через эти предметы. Еще более отчётливо эта нота звучит в произведениях, совмещающих натюрморт с интерьером или в произведениях чисто интерьерного жанра: "Интерьер мастерской" (1990 г.), "Интерьер мастерской" (2003 г.), "Натюрморт на шкафу" (1994 г.), "Окно" (1994 г.), "Интерьер" (1996 г.), "Интерьер мастерской" (2009 г.), "Окно" (1995 г.), "Интерьер мастерской" (2007 г.), "Окно" (1991 г.), "Интерьер мастерской" (1997 г.), "Интерьер мастерской" (2003 г.) и др.


Однажды замечательный русский искусствовед Федоров-Давыдов высказался о натюрмортном подходе к пейзажу. Это наблюдение в полной мере относится к полотну А. Дубова "Дождливый день" (2000 г.), где переплетения деревьев первого плана принимают на себя смысл этого пейзажа. Такой подход в творчестве художника не редкость. Аналогичный, как-бы обратный ход мысли свойственен картине "Букет в саду" (1999 г.). По названию - это натюрморт, но он изображен на фоне пейзажа, имеющего в картине не меньшее значение. Своеобразие творчества Дубова очевидно. Тоже можно сказать и о работах: "На грядке" (1998 г.), "Пионы" (2001 г.) и, особенно, о картине "На даче" (2000 г.), где на первом плане замысловатые деревья, а на заднем плане жанровый сюжет.
Живописное решение одной из работ, например: "Интерьер в мастерской" (2003 г.) - имеет драматический смысл. Другие работы с обилием предметов повествуют нам о жизни обитателей этих интерьеров, передают дух времени. В большинстве случаев - это отражение одной из граней жизни самого художника. В каждой из работ чувствуется гармония цвета, соблюдение законов калорита.


Очень важным компонентом творчества А. Дубова является пейзаж. Прежде всего хочется отметить, что его подход к пейзажу всегда представляется с неожиданной стороны. К примеру, в картине "Плесский дворик" (2010 г.) привычное изображение церквей подано, со стороны замусоренного двора или в работе "Церковь Воскресения в Кадашах" (2000 г.) неожиданный взгляд на вещи свидетельствует о поисках правды текущей жизни.
Тоже следует сказать и о других пейзажных работах. Мало, кто из художников писал и пишет задворки, но интерес к ним проявлен у Андрея: "Синий дом" (1996 г.), "Дворик, Переславль-Залесский" (1998 г.) и др. В мотивах этих работ ощутима некая интимность смысла, облаченная в скупую, но точную и скромную живописную форму. Церкви, даже известные памятники архитектуры, переданы в своем естественном состоянии, натурально, даже прозаично, но что важно, очень правдиво: "Суздаль" (2007 г.), "Давыдова пустынь" (2007 г.). Естественно и без фальши взяты виды города. Композиция дана сверху, что редко встречается в искусстве. Главным становится сумрачное, даже драматичное настроение: "Зима" (1999 г.), "Кутаиси" (1997 г.), "Гурзуф зимой" (1990 г.), "Гурзуфский пейзаж" (1990 г.)
О пейзажах А. Дубова можно писать бесконечно, каждый пейзаж особенный, тематика разнообразная. Художник часто избирает самые заурядные виды, но и они интересны, ибо образы в подобных работах любопытны благодаря наполняющему их смыслу. Таковы "Гурзуф" (1989 г.), "Дома" (1999 г.), "Переславль-Залесский" (1996 г.), "Тотьма" (1994 г.) и др. В этих примерах важным становится не только сюжет и его исполнение, но и мастерская передача автором состояния изображаемого момента.
Москва отражена Дубовым в двух направлениях: московские улицы и московские дворики. К первым относятся картины: "Яуза" (1998 г.) и "Арбат" (1998 г.). Оба пейзажа удивительно точно передают характер улиц и вызываемое ими настроение. Подобное восприятие возникает благодаря художественности живописного решения. В таком подходе заключена правда, к которой ничего нельзя добавить и убавить. В "Московском дворике" (2001 г.) взят непривычный сюжет - задворки. В нем чувствуется настроение автора и, благодаря этому, пейзаж наполняется особым смыслом.


В творчестве А. Дубова много пейзажей и каждый из них несет определенное настроение и свой собственный смысл. Трудно описать все, поэтому остановимся на некоторых из них. "Пейзаж с церковью. Плес" (2003 г.) напоминает произведения русских художников XIX века, написанных на ту же тему, поэтому пейзаж Дубова несет на себе печать классичности. Другая работа "Дождливый день в Плесе" (2010 г.) представлена в необычном виде: дома погружены в воду, видимо, во время наводнения. Очарование этого маленького городка, так любимого художниками прошлого, подано в таком же близком классике исполнении. Дубов не проходит мимо традиций, заметных и в других его работах. Нигде и никогда в пейзажном образе Дубов не занимается "конструированием" пространства, именно поэтому пейзаж становится таким естественным, без фальши и глупых "респектов".
Для русского пейзажа примечательны сюжеты с лесными далями и убегающей вдаль дорогой. Придерживаясь и этих традиций, Андрей вносит в пейзаж много нового. Это заключается в том, что художник оживляет пейзаж присутствием человека. Таковы работы: "Усадьба Астафьево" (2004 г.), где пейзаж сочетается с дворцом и "Пейзаж с деревьями" (2005 г.), где дом окружен деревьями и высокими травами. Эта линия прослеживается в картинах: "Пейзаж с деревьями (2002 г.), "Пейзаж с церковью" (1993 г.) и др. Замечательны и зимние пейзажи: "Зимний сад" (1997 г.) и "Зима" (1999 г.). По цветовому исполнению живописный строй в них лаконичен: белый цвет перемежается с темным задним планом (дома и деревья), что служит усилением выразительности полотна. Протяжный мазок будто бы небрежный, но он помогает лучше отобразить избранный сюжет. В пейзажном творчестве А. Дубова эти произведения одни из лучших.
Картина "Дорога" (1999 г.) - это типично русский пейзаж с размокшей, топкой дорогой и стогом сена в глубине луга. Весьма экспрессивен пейзаж "Зимняя дорога" (1997 г.). Экспрессия заключена в живописном решении, включая резкий поворот дороги и протяжные мазки смешанного цвета. Сюда же можно отнести раздольный "Пейзаж с Волгой" (2007 г.). Сюжет картины чисто русский, продолжающий пейзажное искусство первой половины XX века.
Большой цикл работ относится к поездкам Дубова в Швецию, Черногорию и Сербию. Во всех произведениях художник подчеркивает специфику пейзажей каждой страны, поэтому они становятся столь значительными.


Уже говорилось, что образ людской жизни просматривается и в пейзаже и в натюрморте, но в полной мере ему посвящен, так называемый, бытовой жанр. В творчестве Дубова ему уделены 2 работы: "Рынок" (2003 г.) и "Каток "Динамо" (2001 г.). В последней движения персонажей становятся условными, по смыслу картина с трудом укладывается в бытовой жанр, но это не вина автора, а недостаточность самого понятия.
В картинах Дубова много соприкосновений пейзажа с другими жанрами. Ведущим следует назвать пейзаж, в котором художник обнажает свою оригинальность и жажду поиска новых выразительных решений. Дубов - художник нового времени, поэтому веришь, что он создаст еще много оригинальных образов.


В. С. Манин, профессор, доктор искусствоведения

Галерея работ Андрея Игоревича Дубова: